Юные казачата Ставрополья

Posted By ds24
Categoirzed Under: Статьи
Comments (0)

«Город наш, рожденный из станицы,

                                                                            Город наш – казачий край    родной.

                                                                                  Как же нам тобою не гордиться?

                                                                                 Ты и мы живём одной судьбой!»

Н.Канаков.

 

 

В условиях роста национального самосознания, современная педагогическая наука все чаще обращается к историческим памятникам и  культурным традициям. Воспитывать ребенка на основе  региональной культуры – значит приобщать его к общечеловеческой культуре, так как она является собранием национальных достижений.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к взрослым, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

По своему историческому значению, Ставрополье является уникальным регионом. Кто побывал на Ставрополье, тот согласится, что наша земля прекрасна, с её утренними рассветами, зелеными полями и долинами, цветущими деревьями в садах и лесах, пестрыми лугами и горными лесными массивами.

Детский сад № 24 «Радуга» одно из многих дошкольных учреждений, который находится в центре «бывшей» казачьей станицы Невинномысской, ныне города Невинномысска. Но, несмотря на статус «бывшей», до сих пор в нашем городе помнят и чтят казачью этнонациональную культуру.

Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей, потому как воспитание детей было одним из главных задач для казаков. Им прививали любовь к родной земле, ответственное отношение к порученному делу – к защите рубежей своей Отчизны.

В  нашем детском саду в воспитательно-образовательный процесс  по нравственно-патриотическому воспитанию детей включена работа по ознакомлению с обычаями и традициями, культурой казачества и учитывает рекомендации учебно-методических пособий Р.М.Литвиновой «Казаки на Ставрополье», Р.М.Литвиновой, А.Т.Пащенко «Региональная культура: художники, писатели, композиторы».

Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи патриотического воспитания:

—    знакомить детей с историей казачества, его культурой, традициями и обычаями;

–      формировать любовь к родному городу, краю, интерес к прошлому и настоящему;

–      развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, краю;

–      воспитывать чувство гордости за своих земляков;

–      воспитывать бережное отношение к городу, краю.

Формы работы с детьми:

— беседы  о обычаях, традициях, быте станичного казачества;

— рассматривание картинок, фотографий с изображением костюмов, поселений, убранства казчьих хат и многое другое;

— проведение встреч с атаманом, казаками казачьего округа;

— чтение  сказок: «Казак и судьбина», «Лихо одноглазое», «Волк и собака», «Просковья краса – длинная коса»;

— чтение рассказов: «Как казаки наказывались за проступок», «Как казаки несли службу», «Обязанности казачки»;

–      организация мини-музея  «Русская хата»;

–      проектная деятельность  на тему: «Мир казачьего дома»; «История возникновения казачьего костюма»;

–      разучивание с детьми казачьих игр;

–      казачьи посиделки, викторины, развлечения и т.д.

Как, каким образом привить дошкольникам любовь к родному краю, своей малой родине? Этот вопрос я ставила перед собой не один раз и считаю, что работа по направлению духовно-нравственного воспитания детей должна проходить целенаправленно и  углубленно.

Скоро год, как мы с детьми на занятиях кружковой работы «Кубанские казачата» знакомимся с историей  и культурой казачества Ставропольского края. Прошло не так уж много времени, и мои дети уже с  интересом занимаются этой деятельностью.

На прибаутках, потешках, песенках растет каждый казачонок ещё в колыбели. Поэтому, работая в тесном контакте с музыкальным руководителем, проводим праздники «Посвящение в казачата», «Любимый город», развлечение «Казачьи посиделки», «Русская хата». Вместе с этим дети знакомятся с местным диалектом, песнями, играми.

Неотъемлемой частью ознакомления детей с казачьим народным фольклором стало ознакомление и разучивание с ними казачьих народных игр: «Карусель», «Каша», «Жучок-паучок», «Гори-гори ясно», «Хоровод», «Салки», «Всадники», «Пятнашки», «Ловишка в кругу» и др., которые влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.

Наш край славится богатым урожаем хлеба. В совместной с детьми деятельности знакомим детей с трудом хлеборобов. Рассматриваем картины, читаем детскую художественную литературу, проводим викторины по знанию пословиц и поговорок о хлебе.

Славилось наше Ставрополье богатыми ярмарками.  На осеннем празднике включаем элементы ярмарки, где знакомим детей с дарами нашего родного края. На празднике дети наряжаются в костюмы «казачат», поют задорные частушки, «заклички», русские народные песни, водят хороводы.

Через архитектуру, как предмет познания народной культуры и как часть народного искусства, наши дети получили представления о казачьей хате (курене), сравнивая её с домом, в котором  живут, станице, культовых сооружениях (церквях, соборах), их внешнем виде, внутреннем устройстве, украшениях, костюмах и домашнем убранстве.

Мои воспитанники совместно с родителями готовят и представляют проекты на тему: «Мир казачьего дома»; «« История возникновения казачьего костюма».

С целью особенно сильного воздействия  на эмоциональную сферу личности ребенка, в группе организован мини-музей, где размещены экспонаты-предметы быта казачьего дома (сундук, прялка, коромысло, чугунок, рушники, лавка, альбом со старыми фотографиями, куклы в народных костюмах и т.д.), который собран буквально по крупицам из бабушкиных сундуков, родителями и сотрудниками детского сада. Каждая вещь хранит свою историю.  Эта зона детской активности используется в сюжетно-ролевых играх.

Наш мини-музей посещают дети и других групп детского сада, они с большим интересом рассматривают экспонаты. Юные казачата самостоятельно рассказывают о предметах казачьего быта всё что знают. Приглашают так же своих родителей послушать о том, что узнали сами совсем недавно.

Всё это способствует расширению и углублению знаний у детей о культуре и истории русского народа, воспитанию уважения к традициям казачества.

И как результат-мои дошколята имеют начальные знания о традициях, обычаях кубанского народа и казачества. Они любят свой город, свой край, свою малую Родину, где родились и живут.

Родители моих воспитанников поддерживают и продолжают социокультурное развитие  детей в семье. На вечерних казачьих посиделках,  участвуют как дети, так и их родители. Детям интересно узнать свои корни, рассмотреть фотографии, послушать истории о жизни и подвигах своих предков.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

Таким образом, целенаправленное формирование эмоционально-положительного отношения к этнокультурному населению региона у детей дошкольного возраста способствует их воспитанию и развитию на идеях народной     педагогики, помогает детям войти в мир народной культуры, сделать её своим достоянием.

Удивительный мир казачьей культуры сопровождает ребенка с первых дней его появления в детском саду и поможет ему осознать себя личностью, почувствовать духовную связь со своими предками – казаками.

Таким образом, целенаправленное формирование эмоционально-положительного отношения к этнокультурному населению региона у детей дошкольного возраста способствует их воспитанию и развитию на идеях народной     педагогики, помогает детям войти в мир народной культуры, сделать её своим достоянием.

 

 

КОНСПЕКТ  СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ  В  СТАРШЕЙ  ГРУППЕ

 

Тема: «Традиции и быт кубанского казачества»

 

Цель и задачи:

Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой  Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

Словарная работа:

Макитра, станица, лучина, баня, колыбель, хата, рушник, самовар, колодец, коромысло, чугун, погреб, околица.  

Предварительная работа:

Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассматривание старых фотографий

Материалы:

Аудио запись Кубанского Казачьего хора, старинные фотографии, макет печи, кубанского подворья, куклы в национальной одежде – казака и казачки.

Ход :

Под фонограмму аудио записи «Распрягайте, хлопцы, кони…» дети заходят в группу, садятся.

Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, веселую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?

Дети: Казаки.

Воспитатель: Правильно, эту песню поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки  умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

— Скажите, пожалуйста, где жили и живут казаки?

Дети: На Кубани, Доне, Тереке, Волге.

Воспитатель: Правильно. Казаки поселившиеся на Кубани так и  называются Кубанские казаки.

— Среди просторов нашей большой страны есть край, твой родной дом, где ты живешь, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань.

И сегодня мы постараемся себе представить, как в былые времена жили на Ставропольской земле казаки.

Мы попадаем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья (изображение на картине, фото, макет подворья).

— А что такое хата? (ответы детей)

— В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов) (фото казака).

Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?

Дети: С уважением относиться к старшим.

Уважать мать, сестру, жену.

Надо быть честным и скромным.

Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.

Защищать от врагов свою Родину.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность.

— Как на Кубани обращались к отцу и матери?

Дети: К отцу и матери обращались только на Вы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет.

— Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о казаках?

Дети: Казак родился – Отчизне пригодился.

Терпи, казак, — атаманом будешь.

Казачье братство – милее богатства.

Казак в беде не плачет.

Казаку честь – родину беречь.

Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.

— А как называли жену казака? (Казачка) (фото казачки)

— Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу – принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) (картинки труда казачек)

— Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? (Изображение на картинке).

— В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная.

(Воспитатель показывает детям кукол в национальных костюмах казака и казачку)

— А вот и гости к нам пришли, казак с казачкой (дети рассматривают кукол).

— «Проходите, гости дорогие!»

— Красному гостю – красное место!

— Гость на порог – хозяину радость!

— Ребята, они хотят нам поведать о жизни казачьей, что когда после трудового дня, военных походов казаки всей станицей собирались на околице, чтобы отдохнуть от забот. Бабы вязали, девки играли, вышивали, а мужики решали свои дела.

С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, играть в казачьи игры. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

Проводится игра «Иголка, нитка и узелок»

О единстве идеи, пути ее осуществления.

Ход игры

Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

Воспитатель: Ребята, самое главное в казачьей хате – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырех тысяч лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жары не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Все, что в печи, — на стол мечи».

Печь нам – мать родная,

Хлебом не корми, только с печи не гони.

— Зимой в мороз даже кур под печкой держали.

А сейчас, наши гости хотят послушать, как вы отгадываете интересные и познавательные загадки…

  • Как называлось казачье поселение? (Станица.)
  • Где раньше казаки мылись? (Печь, баня, река.)
  • Где спали младенцы? (Колыбель.)
  • С помощью этого предмета и хлеба встречают гостей (Рушник.)
  • Из чего поили чаем гостей? (Самовар.)
  • Воду приносили из чего? (из колодца.)
  • В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (Чугун)
  • С помощью чего казачки носили ведрами воду из колодца? (Коромысло.)

— Молодцы, вы хорошо запомнили, как жили казаки.

— Ребята, а что это из нашей печи дым валит? Все понятно, это наши гости приготовили нам сюрприз (воспитатель достает из печи чугун с кашей).

— Ну что, накрывайте на стол и приглашайте гостей, будем кашу пробовать.

Дети: Милости просим гости дорогие!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо представили то, что когда-то, давным-давно, когда вас еще не было на свете о том, как жили наши предки. Теперь я знаю, что они бы гордились вами.

Наше занятие подошло к концу.

 

 

 

 

МБДОУ № 24 «Радуга» г. Невинномысска

Воспитатель: Ничволодова Лариса Ивановна